Психологические рекомендации по подготовке к посадке при низких метеоминимумах

Рассмотрим основные этапы подготовки к посадке в условиях низких метеоминимумов.

Первый этап — автоматический заход на посадку в простых метеоусловиях. Его роль Двоякая: во-первых — обучение летчика контролю САУ и сопоставлению показаний директорных стрелок и других приборов с реальным положением самолета относительно наземных ориентиров и ВПП; во-вторых — воспитание доверия к САУ, наглядное доказательство высокой, точности выполнения САУ захода на посадку до высоты 60 м.

Доверие к САУ — важное психологическое качество обученного летчика. Оно приходит с опытом использования САУ. Это под­тверждают сравнительные данные физиологических реакций на полет летчиков с разным опытом использования САУ (табл, 2.15),

Т а блица 2.15

Подпись:

Подпись: Летчики с малым опытом Подпись: Опытные летчики

Частота сердечных сокращений (уд./мин) у летчиков
с различным опытом применения САУ

Подпись: 96 120 Перед взлетом (характеристика предстартового 73

возбуждения)

В автоматическом полете 88

Как видно из табл. 2.15, при малом опыте использования САУ у летчиков наблюдается высокое эмоциональное напряжение. Оно связано именно с недостаточной уверенностью летчика в точности и надежности работы САУ.

Второй этап подготовки состоит в выполнении заходов под шторкой До высоты 60 м с последующей посадкой. Заходы выпол­няются в автоматическом и директорном режимах. В этих уело-, виях летчик в автоматическом полете вырабатывает способность к формированию наглядного образа пространственного положения, к. визуализации представления, основанного на восприятии прибо­ров. Директорный полет под шторкой дополняет этот этап подго­товки, поскольку летчик тренирует умение выполнять сопряжен­ную деятельность.

Хотя основным режимом захода на посадку при низком мини­муме должен быть автоматический, подготовка к использованию директорного режима целесообразна по двум причинам; первая —

директорный режим должен использоваться как резервный в слу­чае отказа автопилота, вторая — в. данном случае умственная ак­тивность летчика, направленная на визуализацию образа полета, должна протекать в усложненных условиях сенсомоторных и ум­ственных действий.

Особую сложность представляет обучение умению сочетать опе­рирование наглядным образом полета с инструментальным конт­ролем за параметрами полета, что дает возможность обеспечить выдерживание точностных характеристик режима захода на по­садку. Это очень важно, поскольку отсутствие умственного навыка постоянного использования представления о местонахождении са­молета снижает возможности прогнозирования предстоящих си­туаций полета, что ведет к снижению безопасности. "Кроме того, ослабление контроля параметров может привести к неточному вы­держиванию линии заданного пути, к усложнению обстановки по­лета, к дефициту времени. Полет под шторкой до высоты 60 м—’ лишь первый шаг на пути такого обучения.

Остановимся на роли выполнения реальных посадок в трени­ровке требуемых умственных навыков. В полетах с проходом над ВПП в отличие от посадки заменяется целевая установка летчика,. Отсюда изменение самих действий, направленности умственной активности, характеристик сбора и переработки информации, нерв­но-эмоционального напряжения (табл. 2.16).

Таблица .2.15

Психологические рекомендации по подготовке к посадке при низких метеоминимумах Психологические рекомендации по подготовке к посадке при низких метеоминимумах Психологические рекомендации по подготовке к посадке при низких метеоминимумах Психологические рекомендации по подготовке к посадке при низких метеоминимумах

Характеристика действий летчика в заходах с проходом
над ВПП и с посадкой

По нашему мнению, при тренировках необходимо каждый тре­тий заход под шторкой до высоты 60 м завершить реальной по­садкой. ,

Третий этап подготовки предусматривает в полетах под шторкой до высоты 60 м переход с автоматического или директор — ного управления на позиционный режим (по указанию инструкто­ра). Роль рассматриваемого этапа состоит в тренировке навыков: управления самолетом при переходе с основного режима управле­ния на аварийный. ,

Четвертый этап обучения должен включать введение от­казов САУ в целях тренировки умения обнаружить, распознать отказы и переходить на резервные режимы управления (подробнее см. подразд. 5.2.3). ■

И наконец, заключительный, пятый этап подготовки — по — леты в реальных СМУ. Полеты в СМУ отличаются от полетов под шторкой высоким уровнем умственной активности, направленной на подготовку принятия решения иа посадку или на уход на второй круг, и сопровождаются повышенной эмоциональной реакцией. Кроме того, необходимость проведения тренировок в реальных СМУ обусловлена тем,’ что имеются специфические особенности действий как до выхода из облаков, так и после.

До выхода из облаков летчик испытывает особое психическое состояние ожидания визуального контакта с землей, выражающее­ся как в’активизации умственных усилий, направленных на фор­мирование наглядного образа пространственного положения, так и в периодическом переключении внимания от приборов к внека — бинным ориентирам. Вот почему для повышения безопасности по­лета. необходима выработка специального навыка визуального «прощупывания» внекабинного пространства. Цель такой трени­ровки состоит в том, чтобы обучить летчиков включать в струк­туру сбора информации внекабинное пространство как дополни­тельный «прибор», , затрачивая на его восприятие не более 0,8— 1,0 с, так как отвлечение от приборов на большее время может привести к частичной потере пространственной ориентировки.

Переход от приборного полета к визуальному является не од­номоментным действием, а растянут по времени. После установле­ния устойчивого контакта с землей летчик не сразу полностью переключается на пилотирование по естественным ориентирам. Он продолжает использовать оба источника информации — внеш­нюю обстановку. и показания приборов. Если при посадке в про­стых метеоусловиях летчики уделяют контролю показаний прибо­ров не более 2—5% времени, то в условиях низкого минимума по­годы контролю показаний приборов уделяется 30—40% времени. ■Формирование умений’ перекрестного контроля приборов и внеш­ней обстановки должно входить составной частью в подготовку к полетам в СМУ.

Поскольку полеты в условиях низкого минимума проводятся сравнительно редко, навыки летчиков в попеременной смене ори­ентировки, как правило, слабые. В связи с этим во время трени­ровок желательно использовать специальную шторку с изменяемой прозрачностью, что позволяет имитировать’различные погодные условия и тем самым создавать хорошее подобие психологической реальности.

Обобщая изложенное, перечислим некоторые общие реко­мендации, касающиеся обучения полетам в условиях низкого минимума погоды:

— для данных погодных условий основным режимом следует ■считать автоматический. Сам по себе этот режим не снимает эмо­циональное напряжение на посадке, так как первоначально требу­ет выработки психологического доверия к нему. С этой целью вна­чале в визуальном полете, а затем под шторкой в ПМУ следует произвести не менее 10—12 заходов до высоты 60 м с последую­ще щим уходом на второй круг. Посадку осуществлять, открывая шторку последовательно на высоте 100, 80 и 60 м, акцентируя вни­мание на конкретном удалении от торца ВПП;

— в процессе подготовки необходимо целенаправленно отраба­тывать взаимодействие между членами экипажа, предусматрива­ющее изложенное выше разделение функций между командиром и вторым пилотом;

— определяя готовность к полетам при низком минимуме по­годы, следует учитывать умение летчика выполнять посадки, оп­ределять отказы САУ и продолжать полет в позиционном режиме управления;

— на заключительном этапе подготовки — при полетах в ре­альных СМУ — особое внимание обращать на формирование умст­венных навыков к сопряженным действиям, направленным на про­странственную ориентировку и пилотирование. Именно на данном этапе подготовки окончательно формируется психологическая го­товность к полетам при низком минимуме погоды.

.