Психологические рекомендации по подготовке к посадке при низких метеоминимумах
Рассмотрим основные этапы подготовки к посадке в условиях низких метеоминимумов.
Первый этап — автоматический заход на посадку в простых метеоусловиях. Его роль Двоякая: во-первых — обучение летчика контролю САУ и сопоставлению показаний директорных стрелок и других приборов с реальным положением самолета относительно наземных ориентиров и ВПП; во-вторых — воспитание доверия к САУ, наглядное доказательство высокой, точности выполнения САУ захода на посадку до высоты 60 м.
Доверие к САУ — важное психологическое качество обученного летчика. Оно приходит с опытом использования САУ. Это подтверждают сравнительные данные физиологических реакций на полет летчиков с разным опытом использования САУ (табл, 2.15),
Т а блица 2.15
Частота сердечных сокращений (уд./мин) у летчиков
с различным опытом применения САУ
Перед взлетом (характеристика предстартового 73
возбуждения)
В автоматическом полете 88
Как видно из табл. 2.15, при малом опыте использования САУ у летчиков наблюдается высокое эмоциональное напряжение. Оно связано именно с недостаточной уверенностью летчика в точности и надежности работы САУ.
Второй этап подготовки состоит в выполнении заходов под шторкой До высоты 60 м с последующей посадкой. Заходы выполняются в автоматическом и директорном режимах. В этих уело-, виях летчик в автоматическом полете вырабатывает способность к формированию наглядного образа пространственного положения, к. визуализации представления, основанного на восприятии приборов. Директорный полет под шторкой дополняет этот этап подготовки, поскольку летчик тренирует умение выполнять сопряженную деятельность.
Хотя основным режимом захода на посадку при низком минимуме должен быть автоматический, подготовка к использованию директорного режима целесообразна по двум причинам; первая —
директорный режим должен использоваться как резервный в случае отказа автопилота, вторая — в. данном случае умственная активность летчика, направленная на визуализацию образа полета, должна протекать в усложненных условиях сенсомоторных и умственных действий.
Особую сложность представляет обучение умению сочетать оперирование наглядным образом полета с инструментальным контролем за параметрами полета, что дает возможность обеспечить выдерживание точностных характеристик режима захода на посадку. Это очень важно, поскольку отсутствие умственного навыка постоянного использования представления о местонахождении самолета снижает возможности прогнозирования предстоящих ситуаций полета, что ведет к снижению безопасности. "Кроме того, ослабление контроля параметров может привести к неточному выдерживанию линии заданного пути, к усложнению обстановки полета, к дефициту времени. Полет под шторкой до высоты 60 м—’ лишь первый шаг на пути такого обучения.
Остановимся на роли выполнения реальных посадок в тренировке требуемых умственных навыков. В полетах с проходом над ВПП в отличие от посадки заменяется целевая установка летчика,. Отсюда изменение самих действий, направленности умственной активности, характеристик сбора и переработки информации, нервно-эмоционального напряжения (табл. 2.16).
Таблица .2.15
Характеристика действий летчика в заходах с проходом
над ВПП и с посадкой
По нашему мнению, при тренировках необходимо каждый третий заход под шторкой до высоты 60 м завершить реальной посадкой. ,
Третий этап подготовки предусматривает в полетах под шторкой до высоты 60 м переход с автоматического или директор — ного управления на позиционный режим (по указанию инструктора). Роль рассматриваемого этапа состоит в тренировке навыков: управления самолетом при переходе с основного режима управления на аварийный. ,
Четвертый этап обучения должен включать введение отказов САУ в целях тренировки умения обнаружить, распознать отказы и переходить на резервные режимы управления (подробнее см. подразд. 5.2.3). ■
И наконец, заключительный, пятый этап подготовки — по — леты в реальных СМУ. Полеты в СМУ отличаются от полетов под шторкой высоким уровнем умственной активности, направленной на подготовку принятия решения иа посадку или на уход на второй круг, и сопровождаются повышенной эмоциональной реакцией. Кроме того, необходимость проведения тренировок в реальных СМУ обусловлена тем,’ что имеются специфические особенности действий как до выхода из облаков, так и после.
До выхода из облаков летчик испытывает особое психическое состояние ожидания визуального контакта с землей, выражающееся как в’активизации умственных усилий, направленных на формирование наглядного образа пространственного положения, так и в периодическом переключении внимания от приборов к внека — бинным ориентирам. Вот почему для повышения безопасности полета. необходима выработка специального навыка визуального «прощупывания» внекабинного пространства. Цель такой тренировки состоит в том, чтобы обучить летчиков включать в структуру сбора информации внекабинное пространство как дополнительный «прибор», , затрачивая на его восприятие не более 0,8— 1,0 с, так как отвлечение от приборов на большее время может привести к частичной потере пространственной ориентировки.
Переход от приборного полета к визуальному является не одномоментным действием, а растянут по времени. После установления устойчивого контакта с землей летчик не сразу полностью переключается на пилотирование по естественным ориентирам. Он продолжает использовать оба источника информации — внешнюю обстановку. и показания приборов. Если при посадке в простых метеоусловиях летчики уделяют контролю показаний приборов не более 2—5% времени, то в условиях низкого минимума погоды контролю показаний приборов уделяется 30—40% времени. ■Формирование умений’ перекрестного контроля приборов и внешней обстановки должно входить составной частью в подготовку к полетам в СМУ.
Поскольку полеты в условиях низкого минимума проводятся сравнительно редко, навыки летчиков в попеременной смене ориентировки, как правило, слабые. В связи с этим во время тренировок желательно использовать специальную шторку с изменяемой прозрачностью, что позволяет имитировать’различные погодные условия и тем самым создавать хорошее подобие психологической реальности.
Обобщая изложенное, перечислим некоторые общие рекомендации, касающиеся обучения полетам в условиях низкого минимума погоды:
— для данных погодных условий основным режимом следует ■считать автоматический. Сам по себе этот режим не снимает эмоциональное напряжение на посадке, так как первоначально требует выработки психологического доверия к нему. С этой целью вначале в визуальном полете, а затем под шторкой в ПМУ следует произвести не менее 10—12 заходов до высоты 60 м с последующе щим уходом на второй круг. Посадку осуществлять, открывая шторку последовательно на высоте 100, 80 и 60 м, акцентируя внимание на конкретном удалении от торца ВПП;
— в процессе подготовки необходимо целенаправленно отрабатывать взаимодействие между членами экипажа, предусматривающее изложенное выше разделение функций между командиром и вторым пилотом;
— определяя готовность к полетам при низком минимуме погоды, следует учитывать умение летчика выполнять посадки, определять отказы САУ и продолжать полет в позиционном режиме управления;
— на заключительном этапе подготовки — при полетах в реальных СМУ — особое внимание обращать на формирование умственных навыков к сопряженным действиям, направленным на пространственную ориентировку и пилотирование. Именно на данном этапе подготовки окончательно формируется психологическая готовность к полетам при низком минимуме погоды.
.